Обзоры
06.03.2022
МТЗ 80
Область применения тракторов Беларус 80.1 и 82.1
Колесные тракторы Беларус 80-й серии являются универсально-пропашными тракторами, предназначенными как для возделывания различных культур (например, корнеплодов), так и для разнообразных работ в сельском, коммунальном и лесном хозяйствах, на транспорте, в строительстве и прочих отраслях.
Тракторы относятся к тяговому классу 1,4, что соответствует развиваемому ими номинальному тяговому усилию 14 кН.
Конструкционная масса трактора МТЗ:
-
Беларус 82.1 – 3750 кг,
-
Беларус 80.1 – 3520 кг.
Рассмотрим подробнее некоторые особенности конструкции этих машин.
Остов и ходовая система
Конструкция тракторов МТЗ 80 – полурамная, как и у большинства тракторов Минского тракторного завода. Передняя полурама, состоящая из литого переднего бруса и продольных штампованных лонжеронов, совместно с несущими картерами корпуса муфты сцепления, коробки передач и заднего моста образует прочный остов трактора. Двигатель передними опорами через резиновые амортизаторы эластично установлен на переднем брусе, задняя же часть двигателя картером маховика жестко соединена с корпусом муфты сцепления.
Ходовая система тракторов снабжена пневматическими шинами низкого давления. Тракторы имеют передние управляемые колеса, при этом ведущие колеса Беларус 82.1 – передние и задние (колесная формула 4К4), а ведущие колеса Беларус 80.1 – только задние (4К2). Для уменьшения давления на грунт и улучшения проходимости тракторов конструкцией предусмотрена возможность сдваивания задних колес.
Для улучшения сцепных качеств при работе с различным сельскохозяйственным оборудованием возможна установка дополнительных грузов на передний брус или на диски задних колес.
Двигатель
На тракторах устанавливается четырехцилиндровый безнаддувный (атмосферный) дизельный двигатель Д-243 номинальной мощностью 59,6 кВт (81 л.с.) при 2200 об/мин производства Минского моторного завода, рабочий объем двигателя – 4,75 л.
Двигатель имеет комбинированную систему смазки - смазка деталей производится под давлением либо разбрызгиванием. Система смазки включает в себя масляный картер двигателя, шестеренный масляный насос, радиатор охлаждения и полнопоточный масляный фильтр с предохранительным клапаном.
Топливная система двигателя включает в себя топливный насос низкого давления (подкачивающий насос), топливный насос высокого давления (ТНВД), фильтры грубой и тонкой очистки топлива и топливопроводы низкого и высокого давления.
Двигатель снабжен электростартерной системой пуска. Для облегчения пуска при низких температурах применяется электрофакельная система пускового подогрева, установленная на впускном коллекторе.
Основным элементом системы питания двигателя воздухом является воздушный фильтр с двухступенчатой очисткой воздуха - сухой центробежной и масляной инерционно-контактной.
Охлаждение двигателя осуществляется принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса, который, в свою очередь, приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Жидкость охлаждается при прохождении через радиатор, расположенный в передней части трактора перед двигателем. Радиатор охлаждается потоком воздуха от постоянно работающего лопастного вентилятора.
Ускорение прогрева двигателя после пуска, а также установка оптимального температурного режима достигается за счет термостата, регулирующего поток охлаждающей жидкости.
Трансмиссия МТЗ 80
Тракторы имеют фрикционную однодисковую постоянно замкнутую муфту сцепления с механическим управлением. Выключение муфты сцепления производится педалью. Ведомый диск муфты имеет безасбестовые накладки, по заказу может устанавливаться ведомый диск с износостойкими металлокерамическими накладками.
Коробка передач – механическая, 9-ступенчатая, двухдиапазонная, с двухступенчатым понижающим редуктором, не синхронизированная, обеспечивает движение на 18 передачах переднего и 4 передачах заднего хода. Максимальная расчетная скорость движения тракторов – 34,3 км/ч, минимальная – 1,94 км/ч. Конструкция коробки передач предусматривает возможность установки гидравлического ходоуменьшителя.
Задний мост – с главной конической передачей, блокируемым дифференциалом и цилиндрическими конечными передачами.
Передний мост тракторов Беларус 80-й серии – портального типа. Ведущий передний мост трактора Беларус 82.1 включает в себя главную коническую передачу, самоблокирующийся дифференциал и конечные передачи - двухступенчатые конические колесные редукторы. На некоторые модификации (например, Беларус 82.1-23/12-23/32, Беларус 820) устанавливается передний мост повышенной несущей способности с планетарно-цилиндрическими редукторами. Привод переднего ведущего моста осуществляется от раздаточной коробки двумя карданными валами с промежуточной опорой со встроенной предохранительной муфтой. Предусмотрены три режима работы переднего ведущего моста: выключен, включен принудительно и автоматически включен при буксовании задних колес.
Передний мост (передняя ось) трактора Беларус 80.1 имеет возможность бесступенчатого изменения колеи передних колес благодаря применению выдвижных кулаков, на которых установлены цапфы с колесными полуосями.
Тормозная система
Рабочие тормоза – дисковые, сухие, установленные на валах ведущих шестерен конечных передач задних колес. Управление тормозами – механическое, от педалей, раздельное для правого и левого бортов. Предусмотрена блокировка педалей для транспортного режима движения. Стояночный тормоз – дисковый, сухой, с независимым ручным управлением.
Для управления тормозами прицепа тракторы снабжены пневмосистемой, питание которой осуществляется от компрессора, установленного на двигателе. Пневмопривод управления тормозами прицепа – однопроводный, сблокированный с управлением тормозами трактора. Давление в пневмосистеме поддерживается регулятором в пределах 0,65-0,8 МПа. Максимальная масса буксируемого прицепа при сблокированных тормозах прицепа и трактора – 9000 кг.
Вал отбора мощности
Для привода рабочего оборудования тракторы имеют задний вал отбора мощности, работающий в независимом двухскоростном режиме – 540 об/мин (при скорости двигателя 1632 об/мин) и 1000 об/мин (при скорости двигателя 1673 об/мин) или синхронном режиме - 3,44 оборота на метр пути). Направление вращения вала – по часовой стрелке. В стандартную комплектацию тракторов входит хвостовик вала отбора мощности на 8 зубьев для скорости 540 об/мин, для скорости 1000 об/мин необходимо установить хвостовик на 21 зуб.
Рулевое управление МТЗ
На тракторы устанавливается гидрообъемное рулевое управление. Питание гидросистемы рулевого управления производится шестеренным гидронасосом левого вращения типа НШ-10. Применяется насос-дозатор героторного типа, без реакции на рулевом колесе. Механизм поворота колес – исполнительный гидроцилиндр двойного действия и рулевая трапеция.
Наименьший радиус поворота трактора – 4,5 м (с подтормаживанием заднего внутреннего колеса).
На тракторы ранних выпусков устанавливалось гидромеханическое рулевое управление с гидроусилителем.
Гидронавесная система
Рабочая гидросистема тракторов Беларус – раздельно-агрегатная. Подача гидрожидкости от гидробака осуществляется шестеренным насосом НШ-32 правого вращения с объемной подачей не менее 45 л/мин при 2200 об/мин вала двигателя. Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы – 18-20 МПа.
В основном, тракторы Беларус 80.1 и Беларус 82.1 имеют стандартную гидронавесную систему без силового регулятора, которая обеспечивает только высотное регулирование положения орудий. Такая система имеет две пары независимых гидровыводов справа и слева и одну дублированную пару в задней части трактора. Однако, на некоторые машины устанавливается гидронавесная система с силовым позиционным регулятором, позволяющая производить автоматическое регулирование как в высотном, так и в силовом и позиционном режимах, что позволяет повысить качество обработки почвы и улучшить условия труда тракториста. В такой системе имеется три пары независимых гидровыводов.
Заднее навесное устройство
На тракторы устанавливается заднее навесное устройство трехточечного типа, категории НУ-2, с внутренней или наружной блокировкой нижних тяг. Грузоподъемность заднего навесного устройства на оси подвеса – не менее 3200 кг.